Print

Вирус национализма

Опубликовано в Зарубежные новости

Владимир Дергачев

 

jСлабеющий Запад во главе с США все чаще использует в своих геополитических технологиях для захвата «зон жизненных интересов»радикальный национализм. Часто «борцы за демократию» финансируются и управляются  частными военными компаниями, созданными  спецслужбами.   

 

Крупнейший американский социолог ХХ века Питирим Сорокин(1889 - 1968),  давший обстоятельный анализ национального вопроса  и социального равенства, считал  мифом теорию чистых рас,  рассматривающую в качестве основного  отличительного  признака  единство языка. На почве одного языка нельзя  построить  здание национальности. Не является искомыми признаками религия и общность экономических интересов, единство исторических судеб,  единство морали,  права  и мировоззрения.

Не является  отличительной чертой национальности и единство культуры. Если выбросить из понятия «культуры»  язык, религию, право, нравственность и экономику, то останется пустое место. Ни одна из существующих теорий не знает, что такое  национальность. Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема  неравенства, обусловленная  сочетанием  общих социальных факторов. Среди последних  нельзя отыскать  специально национального, отличного от религиозных, экономических,  интеллектуальных, правовых,  бытовых, сословно-профессиональных, территориальных  и других факторов. Национальный  принцип не должен  противоречить полному  правовому равенству индивида, так как  законно  и неоспоримо  право каждого гражданина на всю полноту  социального равенства. Пора бросить утопию о национальном принципе  переустройства  карты Европы и определенно сказать, что будущее в федерации государств континента «на почве равенства прав всех входящих в неё личностей».


Длительное во времени сосуществование  населения в пределах территории одного государства  означает социальный контакт и взаимодействие. Возрастание однородности в привычках, манерах, традициях, идеях и верованиях  приводит к уменьшению  социальной стратификации.


Русский философ Георгий Федотов (1886-1951) так трактовал  понятие «национальное государство». Государство-нация  как продукт романтизма и французской революции стало  европейской нормой  в опыте XIX века. Романтизм  строил  идею  народа на переоценке  иррационального в человеке и культуре (язык, фольклор и языческая религия природы). Европейские народы, порабощенные  Францией, прошли через её школу. Культурный, бытовой  и религиозный национализм стремительно превратился в политический. Под лозунгом национального единства и освобождения европейский континент был  обустроен по национальным границам. С национализацией Европы началась эра нового империализма.   Колониальная экспансия стала  экономической необходимостью.  Растущая индустрия требовала   сырья (нефти,  угля, хлопка, каучука и т.д.). Крупные  европейские державы  расширяют или строят новые колониальные империи  за морем. Однако для Германии не нашлось «места под солнцем» Африки  и она устремляет  экспансию на Ближний Восток, где возникает конфликт за зоны влияния с Великобританией и Россией. Это послужило одной из главных причин Первой мировой войны.


Болезненно-раздраженное  в результате поражения  национальное чувство Германии  стало основной  силой взрыва Второй мировой войны. На пути  к созданию мировой империи  нацистская Германия несла покоренным народам  единый «порядок» вместо мира  на основе права. Взрыв национальных  чувств оказался сильнее потребностей в  таком порядке и единстве.


В результате мировых войн  погибло большинство империй, но  не все государства-нации  смогли организовать  достойную жизнь в образовавшейся  политической пустоте. Особенно это характерно для Центральной Восточной Европы,  где  высокая  историческая подвижность  политических границ делают национальную проблему  неразрешимой.


Что такое национальное  самоопределение?  Теоретик австрийской социал-демократии  Отто Бауер в книге «Национальный вопрос и социал-демократия» (1909)  выделял  экстерриториальный культурно-национальный принцип самоопределения и  рассматривал нацию как  «совокупность  людей,  связанных в общность  характера на почве общности судьбы».  Лев Гумилев (1911 - 1992) отмечал, что «навечно закрепленных за каким-то народом земель и территорий не существует». Местопребывание этноса может измениться за отведенный  ему определенный исторический срок. По мнению Даниила Андреева(1906 - 1959),  национализм, отдающий предпочтение  своей нации всем остальным, есть не что иное, как провинциализм. Николай Трубецкой (1890 - 1938) видел  истинный национализм в самопознании,  а не  в заимствовании у чужих  этносов и  не в навязывании соседям  своих навыков.


Иван Ильин(1883 - 1954) выделял  государственное  обустройство по принципам «учреждения»  или «корпорации». Учреждение строится  на основе  опеки над заинтересованными гражданами. Крайностью такого подхода является тоталитаризм, ведущий  к утрате всякой  свободы личности и духа. Корпорация строится снизу и её предел - всеобщая анархия. Глубочайшей и подлинной основой  всякого государственного единения  служит  совместность и общность духовной жизни.


По мнению знаменитого европейского философа и социолога  Карла Поппера (1902 - 1985) не является самоочевидным принцип  национального государства, согласно  которому  территория каждой страны должна совпадать  с территорией  проживания одной нации. Если религия, территория или политические убеждения могут быть более или менее ясно определены, никто не может дать внятного  определения нации. Ни одна из теорий, утверждающих, что нация объединена общим  происхождением или общим языком,  не является приемлемой на практике. Принцип национального государства - это миф, мечта племенного инстинкта, надежный способ популизма для политика, которому нечего больше предложить.


Историческим образцом  национального самоопределения служат западноевропейские государства. Это результат многовекового  социально-экономического процесса,  включающего  не только  материальный, социальный и духовный прогресс,  но и религиозные войны за совесть, реформацию и контрреформацию, революции и контрреволюции, мировые войны. Идеалом борьбы за национальное государство стала  Великая французская революция, под знаменем которой прошел  «золотой» ХIХ век.


Современный сепаратизм в Европе  носит  преимущественно  не национальный, а экономический  характер. В Италии  это вызвано противоречием между развитым Севером и отсталым Югом. Экономические диспропорции между Фландрией, населенной  преимущественно  фламандцами,  и населенным валлонами югом страны, всегда были  дестабилизирующим этническим фактором в Бельгии. Национальный сепаратизм в Испании особенно  проявляется в Стране Басков, Галисии и в Каталонии – самой богатой и развитой области страны.  Во Франции  требуют независимости корсиканцы, а в Великобритании - шотландские  националисты. Затяжной  этноконфессиональный  конфликт много  лет длиться в Северной Ирландии.


Старые формы  образования наций на основе  одного  народа  утрачивают  жизнеспособность. Это подтверждается опытом  государств, образованных на  социокультурных рубежах  западноевропейской цивилизации (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ЮАР). Общность экономической жизни  является важной консолидирующей  составляющей государственного строительства.  Пример процветающего общества  на основе  межэтнической терпимости  показывает Австралия - страна  иммигрантов на рубеже западной  культуры и азиатской периферии. Философ Бертран Рассел (1872 - 1970) считал  австралийский образец жизни путеводной звездой  к более  счастливой  судьбе  человечества. Преодолев негативный опыт дискриминации по отношению к коренным жителям, современная Австралия стала  страной межнациональной терпимости.  Здесь популярна  концепция многорасового общества, аккумулирующего идеи  и культурные традиции  иммигрантов. Усиливается политика регионализации  австралийского общества  и экономики с соседними азиатскими странами.


Биполярность  международных отношений, несмотря на  постоянную конфронтацию двух политэкономических  систем,  являлась одновременно  стабилизирующим фактором, ограничивающим  этнонациональные конфликты. В результате нарушения сложившейся политической стратификации  радикальный национализм стал наиболее отчетливо проявляться  на рубежах цивилизаций, исторических разломах  нереализованного прошлого.


Национализм претендует  на вакантное место  постсоветской идеологии. Прошлое продолжает мстить. Отказавшись от идеи коммунизма,  независимые государства  бросились воплощать в жизнь ленинскую теорию  о праве наций на самоопределение на основе общности языка, территории, экономики и психологического уклада. Под флагом национализма  происходит консервация  советской власти в самой уродливой  форме. Национальное государство является дестабилизирующим  геополитическим фактором в полиэтническом пространстве.


Кто же тогда является  в первую очередь ярым борцом за «самостийность»? Один из крупнейших  мыслителей  ХХ века  Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) ответил следующим образом: «Для меня, несомненно,  является следующее: когда  общество  оказывается жертвой обособления, всегда можно  утверждать, что первым,  кто показал  себя  сторонником  обособления, была  центральная власть».


При выходе из советского геополитического пространства  выиграли  национальные элиты. Обособление от Москвы автоматически  превратило вторых лиц  в коммунистической иерархии   в первые лица независимого государства в ранге президента, «султана» или просто «отца нации». 


Современный мир вошел в XXI век с взаимоисключающими концепциями прав человека,  права наций на самоопределение и незыблемости государственных границ.  Всеобщая декларация прав человека, сформулированная на основе  западноевропейских ценностей, не может  быть  универсальной для всех народов. Она остается утопией  в мусульманских и конфуцианских странах,  но используется  в геополитике Соединенными Штатами и другими   лидерами мирового  сообщества в качестве двойного  стандарта.  Когда Запад  во главе с США  был  заинтересован в  удалении  главного геополитического противника, забыли о  Хельсинской декларации при распаде СССР. Потребовалось  объявить Кавказ и Балканы зонами жизненных интересов  США - был применен  другой стандарт в  поддержку национального сепаратизма.

 

Источник: Владимир Дергачев Цивилизационная  геополитика (Геофилософия). — Киев: ВИРА-Р, 2004.

http://dergachev.ru/geop_events/020314-02.html#.WOKSbO9vUbc

Powered by Bullraider.com